Нанотехнологический центр «Техноспарк» на неделю превратился в музей. 29 февраля здесь открылась выставка «Золотой век гравюры. Взаимовлияние новых технологий и искусства на примере работ великих мастеров». Более 40 произведений талантливых и знаменитых европейских гравёров, в том числе и работы Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Яна Бота, карикатуриста Домье, Марка Шагала, оказались в Троицке благодаря партнёрам Наноцентра и частному коллекционеру Александру Севастьянову. Выставка продлится до 6 марта.
«Гравюра сочетает в себе не только искусство, но и технологии,– поясняет исполнительный директор Нанотехнологического центра «Техноспарк» Мария Титова, – и мы больший упор делаем на технологию. Работы, представленные на выставке, иллюстрируют различные техники. Сразу видно, что гравюры разные по исполнению».
Светлана Подкорытова преподаёт на художественном отделении ДШИ им. Глинки: «Когда нас пригласили, с трудом верилось, что такое возможно: привезут оригиналы, и это будет Рембрандт, Дюрер, Домье. И всё это оказалось правдой. Обычно прикоснуться к такому искусству можно только в больших музеях. Вот, к примеру, очень известная работа Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол». Всё остальное по стилю узнаваемо: Домье, Рембрандт, Гойя…»
В течение недели сотрудники Центра молодежного инновационного творчества «Техноспрк» и Светлана Кочеткова, художник-график, педагог студии «Эстамп» Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина проводят мастер-классы по технике гравюры. На занятиях дети и взрослые могут узнать, в чем заключается специфика гравюры как одного из видов изобразительного искусства, как создается оттиск на бумаге и сделать свой уникальный, неповторимый эстамп.
Подарком любителям искусства на открытии выставки стала лекция коллекционера Александра Севастьянова. «Постараюсь вам в нескольких словах рассказать, что за прелесть эти картинки», – начал своё выступление Александр Севастьянов. Гравюра – уникальный вид искусства, в нём воедино сплавлены художественные дар, интуиция, импульс, талант и каторжный ремесленный труд. Иногда на изготовление одной гравюры уходили годы. Портрет Анны Иоанновны немецкий гравёр Вортман делал три года, стальным резцом царапая медную доску, добиваясь нужного эффекта. Техники создания гравюр многообразны. Высокая, глубокая и плоская печать. На дереве, металле и камне. Самая поздняя техника – литография. «Когда изобрели литографию, многое изменилось, – рассказывает Севастьянов, – один раз нарисовал, и можно много раз использовать: богатейшие возможности».
Что такое гравюра? Есть печатная форма: деревянная или металлическая доска, камень. Камень художник не хранил – он зашлифовывался. А доски многие сохранились до наших дней. Так вот оттиск печатной формы и есть гравюра. «Любой отпечаток с подлинной доски является подлинником, – рассказывает Александр Севастьянов, – просто они будут очень сильно отличаться по цене». К примеру, Гойя при жизни успел продать порядка двух десятков экземпляров. Потом инквизиция наложила запрет на продажу, и он весь остаток тиража и все доски подарил королю. И с тех пор эти доски хранятся в Мадриде и вплоть до XX века шли допечатки тиражей. И если лист из первого издания, который ещё сам Гойя делал, стоит порядка пяти тысяч евро, то листы из последнего можно купить по 300–400 евро.
«Мы считаем, что на этом останавливаться не нужно, – рассказывает Мария Титова. – Выставка и мастер-классы для детей по созданию гравюр будут проходить в Наноцентре до 6 марта.